Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.


Запрещенные новости. Выпуск сто тридцать седьмой

Laibach, Rammstein для взрослых. Будни мифополитологии

  Группа Laibach — уникальное явление современной славянской культуры. Именно с обезьянничанья с этой группы начинал (и продолжает) знаменитый Rammstein. Вписавшаяся в систему, но системой не пожранная, словенская («вселенская») команда продолжает радовать поклонников идейным и эстетическим разнообразием своего творчества.

Осенью 1980-го Laibach отыграли свой первый концерт, осенью 2004-го они выпустили свой первый сборник лучшего за два прошедших десятилетия — «Anthems». Тогда, в начале 80-х, они выдали программное заявление: «Политика — это часть искусства. В этом смысле мы всегда будем политиками». С тех пор группа с большой охотой занималась разнообразными околополитическими провокациями. В результате их называли то нацистами, то коммунистами, то последователями Муссолини, то типичными художниками-постмодернистами, дурящими головы окружающих разнообразием тоталитарного прошлого. Покопавшись в почти двадцатипятилетней истории провокаций и профанаций от Laibach, Rolling Stone обнаружил 18 сомнительных заявлений членов группы, сделанных в разное время, и попросил вокалиста Ивана Новака подтвердить или опровергнуть их.

1. Laibachодна из наиболее политизированных музыкальных команд.

Новак: «Демократия создается системой моральных и социальных ценностей, свободным рынком, потреблением и т. д. А политические власти просто обеспечивают функционирование этой системы. Поэтому бессмысленно быть к такой власти в оппозиции. Нас вообще не интересует политика, хотя любая политическая ситуация может нас вдохновить».

2. Laibach запрещались в социалистической Югославии, потому что музыканты были в оппозиции к существующему режиму.

Новак: «Это было так давно. Я не помню... Хотя мы действительно никогда не подлизывались к властям. Мы всегда были увлечены Броз Тито, а тогдашние власти пытались уже в те времена о нем позабыть».

3. Laibach, выбирая между эстетикой коммунизма и национал-социализма, всегда предпочитали последнее.

Новак: «XX век — это очаровательные времена, которые подарили нам идеологии, так или иначе функционирующие до сих пор. Нам интересны все формы этих идеологических систем — и коммунизм, и национал-социализм, и либеральная демократия... Когда возникла группа, мы восхищались всеми прошлыми и нынешними формами взаимодействия таких понятий, как Свобода и репрессия. Да и до сих пор мы этим восхищаемся».

4. Laibach некоторые время пропагандировали антикоммунизм.

Новак: «Мы такие же фашисты, как Гитлер художник. Это не имеет никакого отношения к реальности. Мы никогда не занимались подобными вещами. Скорее даже наоборот — единственная политическая идеология, которая когда-то была нам ближе других, — это коммунизм. Во всяком случае, на уровне идеальной модели».

5. Laibach на первом концерне в 1980 году, играя на гигантских электрических пилах, повергли публику в шок.

Новак: «Самые необычные инструменты, которые мы использовали, — это граммофон, магнитофон и радиоприемник. Шокировали мы тогда в первую очередь самих себя».

6. Laibach считают своим главным вдохновителем югославского лидера Иосипа Броз Тито.

Новак: «Среди исторических персонажей, которые сильно повлияли на нас, — Тито, Тото, Тати, Туту и многие другие». (В прошлогоднем интервью на вопрос: «Кого из современных коллективов вы могли бы назвать близкими вам по духу?» — Новак ответил: «Тито, Тото, Тати, Туту, Тату».)

7. Laibach называли себя естественной частью культурной элиты.

Новак: «Нас спросили, были ли мы слишком экстремальными и для социалистической Югославии и для Запада раньше. И не превратились ли сейчас в элиту. И не мешает ли нам такое превращение. Так вот, мы всегда считали себя "избранными" — то есть были частью настоящей элиты. Нас выбрали, потому что мы были теми, кем мы являемся. И это всегда сложно — придерживаться такой "избранности"».

8. Laibach всегда большое внимание уделяли философской основе собственного творчества.

Новак: «Философия — отличная штука. Правда, она почти всегда абсолютно бесполезна. Мы предпочитаем "практическую философию", ту, что может научить, как изменить что-нибудь в мире... Некоторые относят нас к философии постмодернизма. Может, и так... Но все же главное достоинство постмодернистских философов — это их имена: Фуко, Бодрийяр...».

9. Laibach на самом деле ни— когда не принимали всерьез тоталитарные идеологии и просто использовали их для эпатажа публики.

Новак: «Художника-творца в классическом понимании в XXI веке не существует. Забудьте о таком художнике, и вы сможете сделать что-то по-настоящему интересное. И кстати, огромное количество классических произведений было сделано с элементами иронии и гротеска».

10. Laibach до сих пор продолжают называть себя группой из Югославии.

Новак: «Мы не говорим "югославская" или "словенская". Мы предпочитаем говорить "вселенская группа"».

11. Laibach активно участвуют в современной политической жизни Словении.

Новак: «Не имеем к этому никакого отношения. Все члены группы — граждане государства NSK. И это значит, что живем по его законам. Мы не ходим на выборы и не участвуем в политическом процессе. Если бы мы были гражданами России или США, мы обязательно бы голосовали. Мы вообще законопослушные».

12. Laibach предпочитают «каверы» собственным композициям.

Новак: «Нас вдохновляет очень многое, и это не только музыка. И конечно же, создание "каверов" — не единственное наше настоящее увлечение».

13. Laibach выступают против глобализации и сопровождающих ее процессов.

Новак: «Глобализация и американизация — это естественные и необратимые тенденции (вы же не можете заниматься сексом и при этом оставаться девственником!). Но ошибочно думать, что единственно возможное отношение к этим процессам находится в рамках иронии. Есть и еще кое-что».

14. Laibach слушают дома только немецкие марши и Вагнера.

Новак: «Перед интервью мы слушали Бетховена — концерты № 1 и 2 для фортепиано с оркестром, потом альбом Феликса Кубина «Matki Wandalki», Дэвида Боуи, The Last Emperor» Сакамото и Бирна и сборник «Femmes de Paris»... И мы, естественно, в курсе того, что происходит вокруг. Нам не избежать Мадонны, Принца и всего, что творится на MTV».

15. Laibach всегда были частью индустриальной музыки.

Новак: «Вся современная музыка — индустриальная. Классика, джаз, поп, рэп, фолк. Все, что производится для массового слушателя. Индустриальная музыка как жанр — это популярная музыка, анализирующая сама себя. Я люблю такие индустриальные группы, как Pet Shop Boys, Depeche Mode, L'2. Black Eyed Peas, R.E.M.».

16. Laibach вот-вот создадут стиль, который станет основой музыки будущего.

Новак: «Некоторые считают, что время новаторства прошло, якобы асе. что можно придумать, уже придумали. Но на самом деле для новаторства всегда есть время. Время — величайший новатор... Нас интересуют все стили, направления, формы, которые пока еще не созданы или еще не были изучены и которые не обязательно связаны с самой музыкой. Я бы назвал такой стиль "перспективизм"».

17. Laibach маскируют в музыке политическую агитацию.

Новак: «Если говорить по правде, то мы никогда не рассматривали нашу работу как чисто музыкальную. Музыка только один из наших интересов. Нам нравится музыка как язык экспрессии, но мы ни в коем случае не ограничиваем себя только ею. Любое пространство имеет отношение к политике. Вы не можете сказать, что у Элтона Джона нет никакой политической окраски. Мы показали на примере песни "One Vision" группы Queen, перепев ее на немецком языке, что любая композиция может в любой момент приобрести политическую значимость. Традиционная цензура больше не работает. Государство должно закрывать дискотеки и не допускать проведения концертов. Музыка больше не освобождает, а порабощает. Это система контроля. Как еще можно рассматривать MTV?»

18. Laibach предсказывают развитие политической ситуации в мире.

Новак: «Мы прогнозировали кое-какие события. Например, мы спели об 11 сентября в "God Is God" еще в 1996 году. А в 1989 году в Белграде наши концерты сопровождались демонстрацией хроники военных лет: немцы бомбят Белград. Через 10 лет это повторилось в реальной жизни. Но главные предсказатели работают в Голливуде. О нападении на Америку снята уйма фильмов, да и о бомбежке Сербии они тоже предупреждали — в фильме "Хвост виляет собакой" ("Wag the Dog»)».

ЕЩЕ 7 ВОПРОСОВ ИВАНУ НОВАКУ:

Что думаете о Rammstein? Они ваши последователи или профанаторы?

Мы знакомы с Rammstein, они приходят к нам на концерты. Сегодня Rammstein — это Laibach для детей, a Laibach — это Rammstein для взрослых.

Вам в первую очередь интересен образ или само творчество того или иного персонажа?

Интересен образ как часть творчества.

Считаете ли возможным иметь гражданскую позицию?

А что это? Цивилизация — это утопия, которая всегда где-то впереди. В XXI веке мы все Солдаты Судьбы!

Почему вы тогда — в 80—х — выбрали эстетику тоталитаризма?

Мне нравились напористость и волшебство, присущие тоталитарным системам.

Меняется ли ваша аудитория?

Мы никогда не выбирали аудиторию, это она выбирала нас. А мы просто брали то, что дают.

Прокомментируйте, пожалуйста, следующие имена: Шостакович, Прокофьев, Шнитке, The Beatles, Бритни Спирс.

Шостакович. Великий бомбардир классической музыки. Прокофьев. Мастер современной оперы и балета. Нам больше, правда, нравятся его сочинения для фортепиано. Шнитке. Главное, что в его фамилии присутствуют буквы «Ш» и «Н», как у Шумана и других знаменитых композиторов. Значит, что-то в нем есть, иначе бы о нем столько не говорили. The Beatles. Безусловно, основа современной музыки и культуры. Britney Spears. Копье (англ. Spear — копье) Судьбы для всей поп-культуры.

Кто из современных политиков вас привлекает?

Нас больше привлекают хорошенькие девушки.

Борис Акимов, Rolling Stone – Russia


Здравствуйте, Товарищ У и дорогие единомышленники.

Хочу предложить Вам познакомиться с творчеством замечательного человека – Алексея Фанталова на его сайте МИФОПОЛИТОЛОГИЯ, где кроме очень интересных работ по мифологии он публикует не менее интересные статьи о современных процессах, которые нАчал бывший секретарь, а мы с Вами их переживаем. Ниже привожу одну из последних статей Алексея Фанталова. Как видите – НАШ человек!

Борис

Олигофрения

Можно ли назвать современных российских «олигархов» олигархами?

«Oigarchia» (в переводе с греческого «власть немногих») есть политическое и экономическое господство небольшой замкнутой группы лиц. Так называется также государство с подобным правлением.

Олигархии были, например, во многих полисах Древней Греции периода упадка. Но еще больше данному понятию соответствует устройство Карфагена, где в руках крупнейших латифундистов (земельных собственников) была сосредоточена и внешняя торговля, и политическая власть. Или аналогичное устройство венецианской или новгородской средневековых республик. Плюс – масса, в качестве послушной манипулируемой толпы.

В общем, устройство олигархий довольно примитивно. Древний Рим, например, был гораздо сложнее и разнообразнее (а значит – устойчивее) организован и включал, помимо старых патрицианских родов, также всадничество («аристократов от кошелька»), активные плебейские группы, ведомые народными трибунами, общины италийских союзников.

С данной точки зрения, российские «олигархи» явно не выдерживают подобного сравнения. Они, скорее, выглядят как доверенные лица власти, этакие «финансовые факторы» при польских панах и, вообще, европейских аристократах.

Роль «аристократов» в российской схеме играют крупные чиновники (то есть, экс-кэпээсэсная номенклатура). Все мы видим, как тот или иной высокопоставленный бюрократ, после неудачно окончившейся для него реорганизации переходит на одну из главных должностей в корпорацию или банк, интересы которых он в поте лица лоббировал на «государственной службе». А, при вновь наладившейся политической коньюктуре, сей державный муж возвращается в аппарат и возобновляет лоббистскую деятельность. До следующей реорганизации. Не стану отбивать хлеб у «Компромат Ру» и называть конкретные имена – они и так у всех на слуху.

Есть, конечно, и другой способ отмывки денег – через «бизнесвуменов» и «бизнесчилдренов». Почти у каждого державного деятеля жена и дети владеют крупным бизнесом. В принципе, это отнюдь не новый метод – так поступали еще «расхитители социалистической собственности» (отличие от текущего момента только количественное). Прямо как в блестящем гайдаевском фильме: «Дача только числится вашей, но строится на мои деньги. – А ты докажи, зятек. Дача записана на меня, машина на жену, квартира на тещу. У тебя ничего нет. Ты голодранец!». Увы, в нынешней мафиозной ситуации бизнесвумену не так-то просто кинуть влиятельного супруга. Эти-то державные мужи и есть подлинные олигархи, подобные их карфагенским, венецианским или новгородским собратьям по классу.

Чиновники (сталинско-брежневской генерации) никогда не смогли бы наладить масштабный вывоз сырья и капиталов на Запад в условиях воцарившегося на постсоветском пространстве политико-экономического хаоса. Здесь-то и пригодились «олигархи» с их быстрой реакцией, связями и неформальными каналами принятия решений.

Об этом писал и Ходорковский в своем покаянном письме: «Мы не имели реальной власти в России. Чиновники использовали нас, а затем подставили». Еще бы, «олигархи» – отличная мишень для переключения недовольства населения.

Знаменитые московские процессы над несколькими отмороженными российскими миллиардерами означают, что те попытались стать, наконец, подлинными олигархами, добавив к капиталам политическую власть (например, завладев СМИ или скупив думские партии). Такое не прощается.

Алексей Фанталов


Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

назад Запрещенные Новости 101-200 вперед



Товарищ У | Галерея | Вершки | Корешки | Разное
Ленин | Ссылки | Новости сайта | Гостевая

Рассылки Subscribe.Ru
Информбюро Товарища У