Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.


Запрещенные новости. Выпуск пятый

По следам Гейдара Джемаля

  Эрик Снарский, читатель, прислал по поводу рассылки номер три с интервью Гейдара Джемаля следующее письмо:
Религия — опиум для народа. В религиозных книгах толкователи выищут всё, что им вздумается и обманут верующих. Марксистское же учение вполне актуально и сегодня. Нет того пролетариата, но есть классы угнетателей и угнетённых.

То что вы опубликовали — попытка промывания мозгов. Не понятно, как у вас это увязывается с тем, что вы объявляли, создавая рассылку.

Ответ Товарища У: Принцип прост: свежий взгляд и убедительность. Попытки промыть мозги в интервью Джемаля — не вижу, все сказано откровенно, а не навязано исподтишка. Я и сам далеко не исламист; однако не следует мыслить стереотипами, пусть даже в чем-то симпатичными марксистскими. Это я и объявлял, рассылку создавая. Напишете убедительную критику, а не только старинные лозунги про опиум — опубликую и вас с удовольствием. Гейдар Джемаль, кстати, убежденный антиклерикал, сторонник религии в чистом виде, но не поповщины (возможна, невозможна религия в чистом виде — вопрос отдельный).

Критика Джемаля от Снарского

Джемаль лукавит, говоря о том, что якобы марксизм рухнул. И он не прав — классы угнетателей и угнетённых как были, так и есть. А приведённый Джемалем пример деклассированных элементов типа Березовского и Ходорковского - совершенно нетипичен — таких людей очень мало. И никакие они не олигархи. Это подставные лица, ильфовские фунты, зитц-председатели, которые имеют до поры важный вид, а когда припечёт — садятся в тюрьму, или спасаются бегством, давая возможность истинным олигархам неприкосновенно оставаться в тени и продолжать реально руководить общественными процессами.

Охаивая марксизм, Джемаль пытается рекламировать ислам, ставя на одну планку тщательно выработанную научно-философскую доктрину и Коран - набор двусмысленных, невнятных изречений, кои можно толковать и так, и эдак. Именно за счёт широты возможностей толкования религия является мощнейшим орудием для манипулирования сознанием верующих. Наивно полагать, что каждый мусульманин станет лишь сам читать Коран на "чистом арабском языке", и не захочет обсудить прочитанное с знакомыми, послущать мнение интеллектуалов по поводу "святой" книги. А как захочет — вот и будет возможность для манипулирования.

Повторяю — есть классы угнетателей и угнетаемых. Угнетателей очень мало, а угнетаемых — миллиарды. Как удержать угнетаемых в узде? Рецепт известен со времён Древнего Рима — разделяй и властвуй. Пусть нищие ищут причины своих бедствий друг в друге, а уж пастыри проследят, чтобы эти нищие друг друга не очень сильно били (иначе кто же будет работать на олигархов?), но и не помирились окончательно.

Итак, Джемаль называет исламскую общину авангардом борьбы с угнетателями. На деле же эта община подвержена манипуляциям, и я ставлю десять против одного что исподволь манипулируют этой общиной не кто иные как те самые угнетатели, против которых община якобы борется. Думается, при таком раскладе, уважаемым читателям будет нетрудно предсказать исход этой борьбы.

Ответ Товарища У: По-марксистски емко и во многом справедливо, однако не совсем в точку.

Первое: Джемаль не отрицает, но подчеркивает наличие угнетателей и угнетенных; отрицается им попытка описать такое наличие в традиционных марксистских терминах "буржуазия-пролетариат". Цитирую: "Есть субъект тирании и субъект подавления. Ничего не изменилось оттого, что в современном мире нет фараона, который выезжает на колеснице… и давит коленопреклоненных рабов. Вместо фараона Ветхого Завета есть коллективный фараон, властвующий над Системой. Нужно только определить, кто в этой Системе является субъектом тирании, а кто, наоборот, берет на себя волю и право защищать угнетенных и оскорбленных".
Второе: Джемаль вовсе не охаивает марксизм, но указывает на его несовременность. Никто, сидя в электричке, не станет охаивать первый в мире паровоз, но никто и не поедет уже на этом паровозе. Ну не может быть учение девятнадцатого века быть во всем адекватным веку двадцать первому. Это не значит, что оно плохое, для своего времени оно было крайне полезным, однако жизненно важно найти новый, адекватный эпохе язык. В дело создания такого языка вклад Джемаля бесценен.
Третье: вопрос o религии не в профанном, но глубинном смысле этого слова — о религии как глубинном человеческом беспокойстве, ощущении высших сил, а не как о поповщине, весьма и весьма глубок. Можно ли считать такой религией Ислам или любую другую "общественную" конфессию? Здесь, видимо, Снарский прав, вряд ли, наверное; и о манипулируемой исламской общине он пишет вполне верно (хотя, опять же, об этом совершенно сознательнно говорит в своем интервью Джемаль). Впрочем, объектом манипуляции стали в наше время любые мало-мальски заметные общественные институты.
А в общем — хорошо, что вы затеяли дискуссию, ибо истина в спорах рождается, простите за банальность.


Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

назад Запрещенные Новости 1-100 вперед



Товарищ У | Галерея | Вершки | Корешки | Разное
Ленин | Ссылки | Новости сайта | Гостевая

Рассылки Subscribe.Ru
Информбюро Товарища У