Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.


Запрещенные новости. Выпуск сорок четвертый

Светлый путь

 
Здравствуйте, Товарищ У!

Статья для рассылки:

Техника суеты, или пустые плоды прогресса

Могут ли наука и техника по-настоящему облегчить нашу жизнь, или же только новые проблемы появятся от их развития? Почему уже более ста лет постоянно внедряются новые технологии, растёт производительность труда, но людям приходится работать всё так же много? Почему нигде не сокращают рабочий день, а вместо этого только наращивают объёмы производства, делают и продают всё больше и больше вещей, без которых раньше спокойно обходились? Почему я, устроившись на работу, смогу со временем зарабатывать больше денег, работая столько же времени, а вот сделать наоборот — работать меньше, зарабатывая столько же — мне не позволят?

Возможно, ответы на эти вопросы поможет найти история первой швейной машинки, изобретённой в Англии. Те машинки были ещё деревянными (ну, кроме иглы и некоторых других мелких деталей), примитивными по сравнению с современными швейными машинами. Но уже тогда одна швея с машинкой легко обгоняла нескольких, которые шили вручную. И первая швейная машинка уже могла сэкономить гораздо больше человеко-часов, чем требовала на своё проектирование, изготовление и техобслуживание.

Чем же дело кончилось? А кончилось оно тем, что швеи сожгли эти машинки и чуть не убили изобретателя! Хозяину мануфактуры вдруг стало выгодно уволить нескольких швей, и посадить вместо них одну с машинкой. Но почему хозяин не сократил им рабочий день, оставив всё остальное по-прежнему? Что он на этом теряет? Ничего — ведь он смог бы продавать столько же одежды, сколько и прежде продавал (или даже несколько больше), и по тем же ценам; не изменились бы значительно и расходы его. Государство возьмёт с этой мануфактуры столько же налогов, сколько и прежде брало. Ну и сами работницы будут рады работать в 2-3 раза меньше, получая прежнюю зарплату. Все должны остаться довольны!

Но — нет. Жадность отправит хозяина в погоню за максимальной прибылью, и он увидит во внедрении швейных машин только возможность уменьшить расходы, снизить себестоимость изделий. И он уменьшит количество работниц, сократив прежний объём производства.

Конечно, эти увольнение ещё аукнется ему, приведёт (через длинную цепочку экономических связей) к снижению спроса на его товар. Ведь чем больше безработных — тем меньше покупателей, ясное дело.

Но это ещё не самое страшное. Пусть даже этот конкретный хозяин окажется добрым, и действительно не будет никого увольнять, позволит раньше уходить с работы. Только рано или поздно у него появится конкурент (не такой добрый), который пойдёт по пути сокращения своих расходов, и сможет продавать больше одежды, сбив цену на неё. И «доброму» хозяину придётся выбирать: или поступить так же, как «недобрые» конкуренты поступают, или разориться.

Работает система капиталистической конкуренции, диктует свои правила. И воля отдельного человека значит всё меньше и меньше. Даже воля предпринимателя, хозяина бизнеса. О наёмных работниках уже и говорить не стоит — они-то с чем угодно согласятся, лишь бы работу не потерять...

Эти рассуждения далеко не новы, и я тут не претендую на авторство. Но приходится иногда слышать: «А, сейчас не Марксова эпоха, теперь всё по-другому», «Но ведь находится какой-то заработок всем людям, с голоду-то никто не помер», «В социалистических странах людей тоже заставляют целый день работать — значит, так всем положено, и никуда не уйдёшь», «В конце концов, учёные что-нибудь придумают, политики что-нибудь решат — не дадут же нам умереть, в самом деле».

В самом деле, что решают политики, которые (якобы!) стоят выше экономической конкуренции и заботятся об интересах всего народа и государства в целом? Они придумывают, как бы занять всё больше и больше людей не очень нужной (если по-хорошему!) работой.

Конкурентная борьба между государствами ещё хуже экономической. И говорит Властитель народу своему: «Вижу, вы хорошо поработали; у вас уже есть пища, одежда и дома. При том время и силы ещё у вас остаются. Так делайте же оружие — нашу Родину защищать! Какое? Генерал скажет, какое нужно. Сколько? Сколько сможете. Чем больше, тем лучше, ибо оборона никогда не бывает чрезмерной».

Война есть чудище ненасытное: сколько ресурсов ей не дай — всё будет мало. Сожрёт хоть всю планету, и не подавится.

Нельзя забывать о том, что СССР тоже был втянут в жестокую конкурентную борьбу, которая называлась «холодная война». Поэтому если где на производстве и высвобождались людские и материальные ресурсы, их тут же съедала «оборонка». Наука и техника не могли всерьёз облегчить людям работу и жизнь. Не могут и теперь.

Другой популярный способ лишнюю работу создавать — это бюрократия. Отчётности, контроль, бухгалтерия, бесконечно меняющиеся правила и законы... О, тут маразму нет предела! Запросто можно сделать так, чтоб на каждый удар молотка приходилось писать десять бумажек. А можно и сто, какие проблемы?

И вот уже ни одно предприятие, даже маленькое, не может обойтись без профессионального бухгалтера, а бухгалтер — без компьютера со специальными программами. А ещё есть фирмы, которые в этом деле помогают: консультируют, печатают бланки, продают компьютеры и программное обеспечение, обслуживают и настраивают их. А самим чиновникам, сколько нужно тех же компьютеров, бумаги, мебели, зданий и прочего, прочего?

Уже миллионы рабочих мест созданы для «обслуживания бумаги». И можно создать ещё и ещё. А если лишний бумагооборот отменить, куда всем этим людям деваться, особенно в сегодняшней России? На нефтепромыслах все места давно заняты, на немногих сейчас реально работающих производствах — как правило, тоже. И в торговле уже и так полно людей. Разве что на стройки чернорабочими или сразу на землю — натуральным хозяйством жить. Если выживут.

Государство могло бы с таким же успехом им всем платить пособия по безработице. Вот только тогда бы и дураку стало ясно, что тут к чему. А так — люди все при деле, не паразиты вроде бы... Только вот, по моим прикидкам, уже свыше половины работников в нынешней России заняты не на реальном производстве нужных обычным людям вещей, а разного рода беготнёй с бумажками (чиновники, бухгалтера, менеджеры, секретари и др. офисные работники). Либо «смежники», «обслуга» этих. Либо ещё что подобное.

Третий источник занятости населения — это культивирование искусственных потребностей. Им тоже нет предела. Рекламой, модой и обстоятельствами людей убеждают в том, что теперь они не смогут прожить и без того, и без этого, и без вон того...

Загрязнение окружающей среды и вызванные им болезни тоже, как ни странно, могут быть выгодны экономической системе. Если только эти болезни можно быстро и эффективно лечить, если можно как-то приспособить людей к «новым экологическим условиям». Сколько в последнее время стали рекламировать новых лекарств, биодобавок, медицинских приборов, обещающих быстрое исцеление от всех болячек, вызванных современным образом жизни. Конечно, часть всех этих штучек на проверку окажется просто мошенничеством, другая хоть и будет обладать лечебным действием, но далеко не таким, как в рекламе.

Но что если действительно появится возможность людям оставаться здоровыми (по крайней мере, работоспособными) при любом загрязнении воздуха, воды, пищевых продуктов? Будет ли тогда кто-нибудь принимать «непопулярные» меры против вредных производств?

Боюсь, что нет. Действительно, зачем закрывать заводы или заставлять их тратить большие деньги на хорошие очистные сооружения, если люди могут полечиться каким-нибудь новым приборчиком, — и всё будет в порядке? Если можно решить эту проблему не в ущерб экономике, а наоборот — создавая новые рабочие места на производствах тех же самых лекарств, приборчиков, очистителей воды и воздуха в домах и автомобилях?

Что тогда заставит Властителя принять иное решение, — при котором заводы понесут дополнительные расходы, государство — тоже, но зато все люди бесплатно получат более чистую окружающую среду?

Такова логика развития современной общественной системы. И как часто воля отдельного человека (даже власть и деньги имущего) не может быть направлена на истинное благо. Человек или поступает, «как все», или его с этого места вышибают конкуренты (или другие недоброжелатели), и заменяют «нормальным».

Пока общество организовано так, как оно сейчас организовано, никакие научные открытия и новые технологии не смогут помочь. Если какая проблема и решится, то одновременно возникнет несколько новых.

Чем дальше продвинется техника, — тем всё больше будет оружия; всё больше людей будет занято не изготовлением нужных вещей, а беготнёй с бумажками; всё больше будет чиновников, ростовщиков и прочих паразитов, и всё большая доля общественного продукта этим паразитам достанется; всё безумнее ритм жизни; всё сильнее будут раздувать неестественные, извращённые потребности человека.

Так уже продолжается не одно тысячелетие — от первых рабовладельческих государств и до наших дней. Чем лучшее, чем производительнее работают люди благодаря изобретателям — тем больше у них отбирают паразиты. Чем больше зарабатывают — тем больше вынуждены тратить. И по-прежнему всё, что большинству остаётся — это только чтобы было где жить, что кушать, да ещё немного развлекаться иногда. С чего это вдруг теперь у науки другие последствия будут?

Поэтому я не буду работать в науке. Не хочу работать по специальности. Я долго и мучительно боролся сам с собой, но сделал выбор — нет.

Что такое учёный в современном мире? Всего-навсего наёмный работник. Раб начальника своего. (Да, он может иногда поменять одного хозяина на другого — но что от этого изменится?). Время одиночек в науке прошло. Значит, миновало время бескорыстных и независимых «рыцарей истины», для которых познание мира на благо человечества превыше всего.

Кто вообще может платить деньги за научную работу? Только государства или крупные корпорации. Больше никому учёные со своими исследованиями не нужны... настолько, чтобы платить им зарплату.

Если бы я пошёл в науку, что бы стало плодами моих многолетних трудов? Статьи в научных журналах, может быть — монография или диссертация. И будет всё это пылиться в библиотеках... А ежели кому и понадобится - так он воспользуется моими трудами без моего согласия, даже без моего ведома, для каких-то своих целей.

Или, может быть, это через моего начальника уйдёт куда-то «наверх», где кто-то властный и богатый использует мой труд, чтобы получить ещё больше власти, ещё больше денег и удовольствий. Ну и мне достанутся крохи с его барского стола.

«Делай или уволю! Засунь свои убеждения в задницу, и делай, что тебе говорят!» — вот куда хорошая специальность ведёт! Вот куда высокая квалификация!

Профессор — раб хуже грузчика. Грузчик, если он не поладит с начальством, — ну уволится, ну пойдёт работать в другое место. Грузчики везде нужны — в каждой рекламной газете найдётся объявление «требуются грузчики».

А профессор — он в институте. Здесь его работа, его ученики, его условия для творчества. А вне института он, как правило, никто и никому не нужен. Ежели уволят, куда идти? В грузчики? На базар торговать? В нищую школу детей учить?

Чем больше мозги «занаучены», тем хуже они работают на другое реальное дело. По собственному опыту уже знаю.

Научная работа, приносящая вред — это грех больший, чем воровство, грабёж, обман. Если бандит перестанет злодействовать, — вместо него будет другой бандит. (Хотя это вряд ли можно считать оправданием). Но если гений откажется делать открытие своё — вполне может быть, что потом сто лет никто другой не сделает такого. И мир проживёт на век дольше.

Более того, разрыв между научным и этическим развитием человечества именно сейчас стал критическим. Поэтому сейчас любая работа на научно-технический прогресс, которая этот разрыв увеличивает - злодейство, даже если нет от неё прямого вреда людям или природе. Работа на ускорение всего, помощь всем силам (это я про работу на развитие средств связи и информации в первую очередь говорю! Они сейчас главные «ускорители событий») — тоже грех. Пользоваться ими осознавшему человеку можно, а вот развивать дальше — не стоит.

А если всё-таки вдруг открытие гения-одиночки действительно поможет решить экологические и другие проблемы?

Я знаю всего три типа разработок, которые чем-то могли бы помочь:

1. «Вечный двигатель». Всевозможные новые неисчерпаемые экологически чистые источники энергии, о которых уже столько мы слышали (но которых собственными глазами никто не видел). Берущие энергию из вакуума, эфира, движения Земли, торсионного поля, ещё Бог весть откуда... О них в «Обращении к непризнанным гениям» я уже писал, почему секрет такого изобретения нужно или дать всем, или не дать никому. Обычным образом внедрить не выйдет. Да и он, решив одни проблемы, создаст другие: перегрев планеты (ведь вся использованная энергия в конце концов переходит в тепловую). И что будет, если доступной энергии станет очень много и почти задаром? Дополнительное ускорение производства, кучу новых дел, а следом за этим — и рост добычи материального сырья, и «освоение» новых природных территорий, и новые виды оружия...

2. «Сэкономь — и мир станет чище», «Доходы из отходов». Ресурсо- и энергосберегающие технологии, различные способы сделать более чистое производство ещё и более рентабельным, более экологичный быт — ещё и более экономичным. Новые технологии утилизации различных отходов. Самое, пожалуй, перспективное направление. На нём немало преуспел Institute Rocky Mountains, издавший даже книгу «Фактор 4: затрат - половина, отдача — двойная». Но решить 80-90% экологических проблем таким путём, как того хотели авторы книги, всё никак не удаётся. Причин тому много: от политико-административных барьеров до инерции сознания большинства людей. Но главное, на мой взгляд, в том, что даже если удастся таким образом сделать какое-то производство экологически чистым — за это время появятся несколько новых других, не таких чистых. Ведь изобрести какую-нибудь «грязную» технологию проще и быстрее, чем переделать её в более чистую и более выгодную одновременно. Учёные-«очистители» просто не будут успевать.

3. Разработка очистных сооружений. Были б ещё желающие их устанавливать...

Остальное — или просто «научные наблюдения» за сложившейся неприятной ситуацией, или попытки приспособить человека к ней (при них см. выше), или вообще непонятно что. Может быть, стоит сюда приплюсовать научную работу в заповедниках и ещё что-то подобное. Остальная мирополезная работа научной не является. (Очень часто она не является и оплачиваемой).

Нет, я не призываю отказываться от всех научных знаний и «возвращаться в пещеры». Но и помогать дальнейшему развитию науки и техники не вижу никакого смысла. Конечно, научные знания сами по себе нейтральны, и не являются ни добром, ни злом. Но нужно ж понимать, что применять их будут не где-то когда-то вообще в жизни, а в наше время, в конкретном институте, на заводе, в государстве, под руководством совершенно определённых людей.

Закопаю свои таланты в землю, — и они станут кладом на будущее, и будут дожидаться своего часа — преображения общества. Если оно случится — и ныне существующих технологий будет вполне достаточно. Если нет — никакие новые технологии, открытия, изобретения не спасут...

Я не знаю, когда и как преобразится общество. Что это будет: революция? война? новая заразная болезнь, которая уничтожит большую часть населения, в первую очередь в крупных городах? Или же чудесным образом всё произойдёт мирно и спокойно?..

Но я знаю, что пока этого преображения не случилось — есть Путь Воина и есть Путь Монаха. Оба скорбные. И, пожалуй, всё.

Путь Воина — это добиваться власти, денег, знаний, силы, и через это оказывать влияние на поведение сразу многих людей. Внедряться в различные организации в качестве тайного агента влияния. Производить различные «спецдействия» для нейтрализации отдельных «нежелательных» людей и коллективов. Применять и силу, и хитрость, добиваясь победы любыми путями. Оставаться в системе, но блокировать её самые вредные действия, разлагать и разрушать систему изнутри. Путь опасный.

Он имеет много вариантов. Это может быть воин-политик, воин-предприниматель, а так же общественник, демонстрант, профсоюзный лидер, дружинник охраны природы. Это может быть и женщина-соблазнительница, которая «клеится» к богатым и властным мужчинам, и таким образом пытается оказать влияние на них и их решения. Это может быть даже террорист, диверсант, шантажист и много чего ещё. Главное одно: чтоб все эти деяния имели РЕЗУЛЬТАТ, а не оставались пустым хлопком! А уж коли мирополезный результат есть — тогда уж и цель оправдает средства, и на войне все средства хороши, и победителей не судят, и горе побеждённым... Путь Воина — это путь Активного Действия.

Путь Монаха — это путь Отказа от соучастия во зле. Закопать свои таланты в землю — лишь бы силы зла ими не воспользовались. Суметь отказаться от городской квартиры и работы, от телевизора и компьютерных игр, от мяса и рыбы — от всего вредоносного, от чего только возможно отказаться. И от самой жизни телесной — ежели тёмные властвуют и торжествуют, и позволяют выжить лишь своим прислужникам. Путь тяжкий.

И он тоже имеет много вариантов. Это не обязательно религиозный отшельник-одиночка в глухом лесу. Если целая семья сумеет отказаться от квартиры и работы в городе, переехать в экопоселение, жить в основном со своего огорода -- это тоже я считаю Путём Монаха. Да и в городе он возможен. Есть же люди, которые становятся бродягами, бомжами, попрошайками не по крайней нужде, не потому, что иначе не могут выжить — а «по призванию». Потому что не хотят работать на Систему, продавать свою свободу. И что с них взять Системе? К «Монахам» можно причислить (правда, с натяжкой) и «неисправимого» вора. Сколь Система не мучает беднягу в тюрьмах и колониях — а всё равно фиг ей, не получит с него никаких доходов, одни расходы только!

Может быть ещё Путь Барда. Поэты, бродячие певцы, проповедники, различные свободные художники... Не стремятся получить власть, деньги, силу, как Воины. Но и не уходят от мира, как Монахи. Их сила — в идеях и образах, в слове и звуке, пробившемся в сознание других людей, и хоть немного его изменившем. Часто будучи бедны и отвержены, как Монахи, рискуя жизнью, здоровьем и свободой не меньше Воинов, они до конца несут своё призвание...

А если ты не Воин и не Монах (и не Бард) — значит, станешь негодяем или рабом негодяя. Негодяй «прихватизирует» предприятие — вот ты и будешь прислуживать ему ради зарплаты. А сам полезешь в драку за собственность — или погибнешь, или ничего в итоге не получишь, или вскоре сам станешь таким же негодяем, как твои соперники.

Ну, может быть, всё не так страшно — придётся просто работать на работе, от которой ни пользы, ни вреда большого нет, а зарплату платят. Будешь как-нибудь терять время, жизнь растрачивать, лишь бы как-нибудь выжить, да на пенсии помереть.

Мало кому повезёт быть Помощником Воина Света — попасть к такому человеку в организацию на работу, делать то, что природе и людям действительно полезно, да при том ещё зарплату получать за это. Во-первых, найти такого Воина Света труднее, чем резидента иностранной разведки, если только Бог не подскажет, на него не выведет. Во-вторых, таких мало, и если я на такую работу и попаду — значит, кто-то такой же как я не попадёт.

Вот я и живу кое-как на временных заработках. Пытаюсь создать своё дело — лишь бы не по найму полный день работать. С переменным успехом.

Но прорвусь, и сумею выжить на поселении, не бывая каждый день в городе. От какого-нибудь приработка здесь — к своему делу там, и далее — к самообеспечению.

Я выбрал Путь Монаха-обительника, и на поселении буду создавать Обитель Гармонии. Пусть туда придут люди — даже неимущие — и откроется им Путь Светлый.

Бог в помощь.

22 марта 2003 г. — 10 мая 2004 г.
г. Ростов-на-Дону.

До свидания.
Александр Румега


Орфография и пунктуация авторских работ и читательских писем сохранены.
Ведущий рассылки не обязан разделять мнения авторов.

назад Запрещенные Новости 1-100 вперед



Товарищ У | Галерея | Вершки | Корешки | Разное
Ленин | Ссылки | Новости сайта | Гостевая

Рассылки Subscribe.Ru
Информбюро Товарища У