Патриотизм — об этом знает каждый школьник — есть любовь к родине. Однако родина — понятие неоднозначное. Можно трактовать ее как ощущение ландшафта, этноса, традиции, сопричастности к определенным традиционным, этническим ценностям; можно — что встречается гораздо чаще — воспринимать ее просто как страну, в которой живешь. При этом, как правило, происходит подмена: страна заменяется государством. А понятие государства так или иначе связано с административной системой, действующей на территории страны.
В зависимости от того, как вы понимаете родину, вы будете понимать патриотизм. Вопрос о том, с чего начинается родина — далеко не праздный. С одной стороны, та самая березка, что во поле, под ветром склоняясь, растет, луга, домики, бабульки и рушники, с другой стороны — картинка в твоем букваре, стук вагонных колес и сослуживцев, президент, таможня, налоговая, военкомат. Любовь к отеческим гробам (?????? = отечество, как известно) — и любовь к милицанеру, к администрации. Надо заметить, обилие отеческих гробов в истории любой страны (в истории наших, восточнославянских стран в особенности) весьма часто обеспечивает именно ее администрация. И именно администрация сделает все, чтобы незаметно стереть грань между этими двумя, такими разными, патриотизмами, первый из которых возникает естественным образом, а второй ею насаждается. Цель существования администрации — существование администрации. Цель функционирования администрации — функционирование администрации. Патриотизм — последнее прибежище администрации, важное условие ее существования и ее функционирования. Любая устоявшаяся администрация в любой стране делает все для поддержания патриотического духа — именно патриотический дух представляет собой наилучшую для нее атмосферу. «Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ», — сказал в свое время Чернышевский. При этом интересы администрации, — как аппарата, довлеющего над народом и неизбежно обособленного от народа, аппарата, призванного держать его в узде, — и интересы самого народа могут быть и бывают совершенно различными — причем это касается и интересов жизненных. Здравый народный патриотизм в данном случае почти всегда бессилен, изуродованный и извращенный казенной риторикой и административной пропагандой (часть народа, испытывающая к этой пропаганде особое отвращение, начинает ненавидеть все патриотическое во всех смыслах, особенно при глупой и криминальной администрации, как на наших землях). То же самое касается различия в интересах администрации и отдельно взятой личности — оно проявляется еще более выпукло. Глупо поэтому смотрятся белорусско-российско-украинские словесные баталии в Интернете, когда ваньки, иванкы и янки, не все, но многие, очень часто, не жалея живота своего, поливают друг друга фекальными массами, свято блюдя навязанные им интересы своих администраций. «Права она или нет — это наша страна» — вслед за бравым американским морпехом повторяют они. А вот и нет, не ваша. Ваша страна, будь то Беларусь, Россия или Украина, принадлежит прежде всего вашей администрации и связанным с ней бизнес-кругам. Их возможности в этой стране в громадной степени превосходят ваши; они обустраивают эту страну так, чтобы комфортно в ней было им — а не вам. И вместо того, чтобы организованно влиять на это обустройство с тем, чтобы добиться лучшего для себя положения, граждане взволнованно и активно повторяют пропагандистские штампы — свежеиспеченные или веками опробованные, вроде за веру-царя-и-отечество (заметьте, даже в этом патриотическом слогане отечество на последнем месте). Сейчас, восемнадцать лет спустя после 1991 года, наши администрации все еще не сформированы окончательно. Процесс обустройства идет вовсю, но их интересы, приоритеты и аппетиты все еще четко не определены. Именно потому конкуренция между благонадежными вождями принимает самые свирепые формы, — и именно этим объясняется нервность и истеричность ведущейся на межгосударственном уровне полемики. В чем-то устремления вашей администрации могут совпадать с вашими; в чем-то противоречить вашим. Главное — то, что администрация это не вы. Государство — это не вы. Подумайте, пожалуйста, об этом в следующий раз, когда вам захочется бросить очередную горсть каки в иванку, ваньку, янку (нужное подчеркнуть) и его многострадальную неблагополучную страну. Лично Товарищ У
|