Играя миром

  В параличе мыслей и чувств я обычно сажусь играть в «Цивилизацию». Я выбираю какого-нибудь лидера с усами побольше, называю его «Лукашенко» и побеждаю весь мир. Приходится переименовывать Бреннуса, Бисмарка или даже Токагаву — цивилизация под названием «Беларусь» не предусмотрена в компьютерной игре, так что приходится делать белорусами кельтов или японцев. Я строю поселения с характерными белорусскими названиями: Слоним, Лоев, Жабинка, Ржавка-1 и Ржавка-2 (Слоним я всегда строю близ залежей слоновой кости, которые увеличивают счастье в городах и позволяют производить боевых слонов, а Ржавку-1 и Ржавку-2 нужно основывать рядом с источниками железа). Я начинаю белорусскую экспансию с первых же ходов — ее так не хватает во всамделишней белорусской жизни. В отдельно взятом компьютере я компенсирую несправедливость, которую допускают империалисты всех стран и мастей в отношении моей не очень большой, но вполне гордой страны.

Победа может быть культурной, военной, космической — последняя всего больше мила мне после неудачного запуска первого белорусского спутника. Судьба была неблагосклонна к беларусам, мiрным людзям — взлелеянная в их лабораториях «БелКа» рухнула на землю из-за каких-то украинско-московских неполадок на орбите. Приоритетным чудом света является «Великая библиотека», для исторического правдоподобия — у нас в Минске есть точь-в-точь такая же, построенная в форме бриллианта, ромбокубооктаэдра, если точнее. «Уникальность здания, а такого нет в Европе, в том, что высота книжного хранилища 20 этажей, а вес — 115 тысяч тонн. Для сравнения: Останкинская башня весит 56 тысяч тонн» — чем не чудо света? Александр Григорьевич полюбил в последнее время творить чудеса, и пусть недоброжелатели злословят по этому поводу, а по мне, так это очень и очень неплохо его характеризует.

Великая Библиотека

Я, впрочем, не об Александре Григорьевиче, я о компьютерной игре «Цивилизация». Таков уж просто дискурс современного гражданина Беларуси, что Александр Григорьевич для него — фигура номер один.

Я совсем не люблю компьютерные игры, более того, опасаюсь их как опиума для народа. Один мой знакомый, заядлый геймер, как-то после целого дня квэйка проспал работу. Случилось это так: когда зазвонил будильник, он сказал сам себе: «сейчас поставлю на паузу и перезагружусь». Поставил паузу, перезагрузился и спит дальше. Вот так вот.

Не люблю я компьютерных игр, хотя для «Цивилизации» где-нибудь раз в три месяца делаю исключение. Компьютерные игры созданы для неудачников. Я, точно, больше неудачник, чем удачник, но зачем же еще усугублять?..

Ничего не скажешь, приятно все-таки почувствовать себя властелином мира, общаясь на равных с Бисмарком, Наполеоном и Клеопатрой, а не с Гришкой, Петькой и Машкой. Слабым манием руки двинуть на строптивого Людовика полки, пусть и не настоящие. Размышлять над тем, что лучше построить в очередном подвластном городе — конюшню, банк, казармы или винный завод? И на кого напасть первого — на Сталина или на Мао? Предложить ли королеве Виктории излишки зерна в обмен на три золотых единицы за ход? Или, может быть, лучше выменять их на драгоценные камни у османского султана? Вот это уровень проблем! Это не то что стоять перед прилавком и выбирать сырок, так, чтобы подешевле, но и не совсем говенный. Это подкупает, друзья мои, чего и говорить. «Редкий игроман — пишет «Компьюлента», — не прельщался идеей возглавить примитивное доисторическое племя, с тем, чтобы за несколько тысячелетий научного прогресса и мировой экспансии привести троглодитов к глобальному всемогуществу».

Построить город за городом, можно сказать, по кирпичикам, по камушкам, целую цивилизацию и сделать ее мировым лидером — заманчивый уровень задачи, пусть все и понарошку. Адольф Гитлер, азартный и импульсивный венский художник, тоже заигрался в цивилизацию, названную им Третьим Рейхом, только не понарошку, а на самом деле. Человек большого размаха, он втянул в свою игру весь мир. Как известно, она была окончательно проиграна в сорок пятом.

Хитрые янки, создавшие игру, не были бы сами собой, если бы и здесь не стали навязывать нам, игрокам-неудачникам, свои «общечеловеческие стандарты». Конечно, компьютерные креаторы делают это не сознательно, а просто потому, что в их понимании иных стандартов и быть не может — неспроста ведь они общечеловеческие? Это, кстати, очень верная и тонкая политика — стандарты вернее всего навязываются именно играючи. Сама концепция «Цивилизации» — замечательная игровая декларация тезиса Фукуямы о «конце истории». Вы начинаете с маленького заскорузлого городка, доводите его до обильной грозной державы, изучаете технологию за технологией — и вдруг приходите к финалу. Последняя технология, которую вы должны изучить — «Фьючер тэк» — туманно заявляет вам словами некоего Дэна Квейла: «Завтра будущее будет лучше». Больше стремиться не к чему. История заканчивается.

Тинэйджер, играющий в «Цивилизацию», усвоит неплохо не только основные этапы развития общества, но и основные правила внутривидовой борьбы. Все компьютерные конкуренты игрока-«цивилизатора» подлы, вероломны, недоверчивы и ориентированы на его уничтожение. Соседский лидер может рассыпaться в любезностях и сражаться с вами рука об руку — и без раздумий уничтожит вас, если вы вдруг ослабеете. И если сам он не будет таким же, его цивилизация рискует не дожить и до средних веков. Все, в общем, как в истории, почти никаких политкорректных поблажек.

В третьей «Цивилизации» в процессе развития вы даже можете установить в своем государстве альтернативный режим — коммунизм или даже фашизм. Коммунизм, между прочим, позволяет строить в городах «полицейские участки», которые «уменьшают усталость от войны». Создатели игры не осведомлены, что при коммунизме органы, выполняющие функции охраны порядка, назывались «милицией» (это название сохранилось и до сих пор во многих бывших коммунистических государствах), что должно было лишний раз подчеркнуть их близость к народу. Да ведь оно так и было: Анискин, лукавый советский мент, был на самом деле ближе к народному большинству, чем полицай, неумолимый блюститель интересов частной собственности.

Да, вы можете установить в своих границах коммунизм или даже фашизм, это с математической точностью означает, что игру вы проиграете. Для победы нужно, чтобы ваши подданные жили при «демократии», которая одна только позволяет вашей нации нормально развиваться — будь вы ирокез, араб, индус или зулус. Вот как «цивилопедия» в дурном пиратском переводе, чуточку подправленном мною в тех местах, где его читать уже совершенно невозможно, описывает все три режима: «Пpи Koммунизмe пpaвитeльcтвo нaxoдитcя в pукax пpaвящeй “пapтии” aбcoлютнo кoнтpoлиpуeмoй Baми, Пpeдceдaтeлeм. Xoтя Koммунизм пoзвoляeт пpoизвoдить бoльшe чeм дecпoтизм, cиcтeмa oгpaничивaeт пepcoнaльную cвoбoду и тopгoвлю. Единственный пoзитивный мoмeнт в Koммунизмe — eгo эффeкт нa кoppупцию и pacxoды: у вcex гopoдoв тe жe caмыe oгpaничивaющиe эффeкты.

Эффeктивнocть paбoчиx 100%
Bид oплaты Пpинудитeльнaя Paбoчaя Cилa
Koppупция / Pacxoды Koммунaльный (?)
Haлoг 2
Пpeдeл Boeннoй Пoлиции 4
Пoддepжкa Пoдpaздeлeний:
на маленький город
на город
на мегаполис

Koммунизм — этo ocмыcлeннaя (?) cиcтeмa пpaвитeльcтвa, в кoтopoм pecуpcы и cиcтeмы пpoизвoдcтвa являютcя coбcтвeннocтью вceгo oбщecтвa. B кoммуниcтичecкoм oбщecтвe, paбoчaя cилa былa paздeлeнa oдинaкoвo, и выгoдa oт paбoчeй cилы pacпpeдeлялacь coглacнo пoтpeбнocти. Пoд тaкoй cиcтeмoй вce люди были бы paвны, бeз paздeлeния нa клaccы. Xoтя ocнoвнaя идeя кoммунизмa cущecтвoвaлa eщe co вpeмeн Плaтoнa, coвpeмeнный кoммунизм идeнтифициpoвaн c cиcтeмoй пpaвитeльcтвa, oпиcaннoгo Kapлoм Mapкcoм и Фpидpиxoм Энгeльcoм в книгe “Koммуниcтичecкий Maнифecт”. Oни вepили, чтo в кaпитaлиcтичecкиx cиcтeмax бoгaтый вepxний клacc пpoцвeтaл нa угнeтeнии бoлee низкoгo клacca, дoлжeн был caм ceбя изжить. B этoт мoмeнт угнeтeнныe клaccы дoлжны были вoccтaть и cбpocить cвoиx угнeтaтeлeй, cфopмиpoвaв бecклaccoвoe oбщecтвo. Этo пpopoчecтвo никoгдa нe cбылocь, и cтpaны, пытaвшиecя бaзиpoвaтьcя нa кoммуниcтичecкoм пpaвитeльcтвe тaк и нe дocтигли утoпии, oпиcaннoй Mapкcoм и Энгeльcoм.

<…>

При фашизме Вы правите как диктатор фашистского государства, взывая к чувству национального самосознания и обещая славное будущее (или возвращение к славному прошлому). Ваша нация считает, что она должна взять все, что только возможно, у слабых или менее достойных цивилизаций, поэтому усталость от войны не является для вас проблемой, а националистическое рвение означает, что общественные работы производятся вашими рабочими быстрее. Однако жестокие методы и подозрительное отношение к бизнесу и предпринимателям означает, что вы должны использовать принудительный труд для строительства улучшений. Ваши города теряют население после смены на фашистский режим правления, вновь завоеванные города также теряют население и не генерируют культуру до момента ассимиляции большинства населения.

Производительность рабочих
Bид oплaты Пpинудитeльнaя Paбoчaя Cилa
Koppупция / Pacxoды Heпpиятнocти
Haлoг 2
Пpeдeл Boeннoй Пoлиции 4
Пoддepжкa Пoдpaздeлeний:
пoceлкoм 4
на город
на мегаполис

В отличие от других форм правительства, конкретного определения фашизма не существует. Слово “фашизм” произошло от фасок (фасций, олухи!), палок, используемых в качестве символа власти в древнем Риме — соответственно, начиная с первого фашистского правительства, главой которого был Бенито Мусолини в Италии, стремилось восстановить славу Рима.

Фашистские государства не должны быть авторитарными, хотя обычно это так и есть; когда фашистские лидеры избираются демократически (как Адольф Гитлер), они часто пытаются изменить или отменить демократические учреждения, которые выдвинули их на данный пост.

<…>

Демократия. Народ избрал вас, чтобы вы правили в его интересах. Вы получаете увеличенние торговли и продукции. Oднaкo уcтaлocть oт вoйны мoжeт cильнo пoвpeдить Baм, пoэтoму учacтвoвaть в вoeнныx дeйcтвияx нaдo тoлькo пocлe тщaтeльнoгo oбдумывaния.

Эффeктивнocть paбoчиx 150%
Bид oплaты Oплaтa гpaждaнaм
Koppупция / Pacxoды Mинимaльныe
Haлoги 1
Пpeдeл Boeннoй Пoлиции 0
Пoддepжкa Пoдpaздeлeний:
пoceлкoм 0
гopoдoм 0
мeтpoпoлиcoм 0

Дeмoкpaтия — пpaвящaя cиcтeмa, в кoтopoй у гpaждaн бoльшoй кoнтpoль нaд дeйcтвиями пpaвитeльcтвa, либo нaпpямую, либo чepeз пpeдcтaвитeлeй. Дeмoкpaтичecкиe пpaвитeльcтвa впepвыe пoявилиcь в дpeвнeм Pимe и Гpeции. Гpaждaнe coбиpaлиcь нa oбщecтвeннoм фopумe, и у кaждoгo былa вoзмoжнocть гoвopить и гoлocoвaть зa пpoблeмы кacaющиecя oбщecтвa. Этa пpямaя дeмoкpaтичecкaя cиcтeмa вoзмoжнa в нeбoльшиx гopoдax и гocудapcтвax. Haчинaя c 17-гo вeкa, мoнapxи Eвpoпы нaчинaли ocлaблять cвoю aбcoлютную влacть, и к кoнцу 19-гo вeкa гpaждaнe пoлучили пpaвo гoлoca в пoлитичecкиx вoпpocax вo мнoгиx Eвpoпeйcкиx гocудapcтвax. Бoльшиe пoceлeния cдeлaли oбщecтвeнныe фopумы нeпpaктичными, пoэтoму гpaждaнe избиpaли cвoиx пpeдcтaвитeлeй, чтoбы дoнecти cвoи пpoблeмы дo пpaвящeгo клacca. Cтpoгo гoвopя, тaкaя cиcтeмa ужe бoльшe пoxoдит нa pecпублику, чeм нa иcтинную дeмoкpaтию.

Этoт тип пpeдcтaвитeльнoй дeмoкpaтии cчитaeтcя лучшeй cиcтeмoй в coвpeмeннoм миpe из-зa шиpoкoй личнoй и экoнoмичecкoй cвoбoды, кoтopoй нacлaждaютcя гpaждaнe».

Фактически, режимы вроде коммунизма и фашизма введены в игру только для того, чтобы игрок убедился, что нет иного пути развития общества, нежели демократия. «Нет бога, кроме Аллаха…» Монархия, как ни странно, тоже катит, видимо, потому, что англичане, эти классики строительства цивилизаций, живут же до сих пор при монархии. Китай, возразите вы, тоже живет при коммунистическом режиме, да и перспективы его, пожалуй, более светлые, чем у лопающихся от созданных ими же внутренних противоречий и опасного обилия иммигрантов аглоскасов — так ведь какое дело до Китая западному белому человеку с евоным бременем? У него свой взгляд на вещи, и, самое главное, никто другой не может навязать свой взгляд столь же виртуозно и блистательно, как он. Сегодня, когда сам он представляет жалкую и трусливую, дегенеративную пародию на свою историю, сегодня, когда созданная им, индивидуальным и коллективным, цивилизация начинает медленно но верно и неотвратимо сползать с пика своего могущества под победные пляски угнетенных негров, ритуальную стрельбу в воздух бурлящих яростью арабов, ехидное хихиканье скрючившихся над накопленными капитальцами хасидов, пронзительный визг дремучих московских славянофилов и вежливое кивание головами спокойных улыбчивых китайцев, — сегодня, несмотря на всю бездну его деградации, я нахожу силы снять перед ним шляпу: его почти уже нет, но созданная им эстетика живет и проникает повсюду. Все мы, имеющие хоть сколько-нибудь мозгов, не можем любить и принимать его демократию: мы видим, во-первых, во что она превратила его самого, некогда отважного открывателя и завоевателя, и, во-вторых, понимаем, какую роль уготовила она нам — роль второстепенного человеческого материала, неполноценного пушечного мяса истории на новый лад. Мы плюем на его демократию, но ни один из нас в двадцать первом веке, не удосужился создать столь же яркой, сильной и ненавязчивой одновременно пропаганды своего мироощущения, как та же самая его «Цивилизация» и тысячи, если не миллионы, подобных ей продуктов. Даже теперь, когда он с помощью своей «демократии» превратил себя в жирного, полупарализованного урода, мы не находим в себе сил не оставаться второстепенными. А пока мы будем оставаться такими, какие мы есть, нам только и останется, что пялиться в экран и нажимать кнопки.

*     *     *
Человек протестного склада, я не успокоился, пока не установил всемирный коммунизм в рамках игры «Цивилизация». Взявшись играть за Председателя Мао, я стер одна за другой с лица земли конкурирующие цивилизации — от Америки до России, и после, не опасаясь подыгрывания конкурентам со стороны компьютера, за несколько ходов совершил мировую революцию. Китайские рабочие, механические и трудолюбивые, топая, сновали взад-вперед по завоеванным землям, строя шахты и собирая урожаи. Молодость мира вступала в свои права, Сиду Майеру назло.

Лично Товарищ У

Занимательная культурология



Товарищ У Новости сайта Галерея Вершки Корешки
Разное tov.Ленин Ссылки Гостевая ЖЖ

Рассылки Subscribe.Ru
Запрещенные Новости

free web hit counter